Мой сайт
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Вторник, 17.06.2025, 09:23
    Главная » 2013 » Июнь » 30 » С129 Конвенция о трудовой сельскохозяйственной ин
    08:28
     

    С129 Конвенция о трудовой сельскохозяйственной ин

    windows-1251 С81 Конвенция трудовой инспекции. С129 Конвенция о трудовой сельскохозяйственной инспекции. Labour InspectionДокумент из ИПС "Кодекс"

    С81 КОНВЕНЦИЯ О ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
    С129 КОНВЕНЦИЯ О ТРУДОВОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ

    LABOUR INSPECTION



    Предисловие


    Партнерство через глобализацию

    Глобализация экономики изменяет труд людей и опасности, с которыми им приходится встречаться. Изменения трудовой жизни требуют комплексного подхода, объединяющего в единое целое традиционную техническую и медицинскую сферы с социальной, психологической, экономической и юридической областями. Ввиду перемен в мире труда и появления новых опасностей глобализация требует все более творческого, целостного подхода к труду. Традиционные отношения между правительством и социальными партнерами в промышленности и сфере услуг должны быть приспособлены к этим новым условиям. Соответственно должны измениться роль и деятельность инспекции труда. Эта конференция обращается ко всем, кто занимается проблемами условий труда, а также вопросами безопасности, здравоохранения и благополучия в рабочих условиях. Основное внимание уделяется объединению усилий всех участвующих сторон, а также обмену информацией и полезным опытом.

    Объединенная система инспекции труда
    МОТ вместе со своей трехсторонней клиентурой разрабатывает соглашения и рекомендации, направленные на проведение в жизнь глобальной политики. В своей программе «За безопасный труд» МОТ отводит инспекции труда новую роль и возлагает на нее новую ответственность. Идея состоит в том, чтобы обеспечить рабочим сохранение здоровья и безопасность за счет улучшения условий труда, добиваясь этого с помощью Объединенной системы инспекции труда. Эта система включает объединение различных направлений деятельности инспекции, объединение принудительных и консультативных мер, действия по принципу «одна компания - один инспектор», что обеспечивает стабильные отношения между инспектором, компанией и рабочими. Как следствие, инспекции по трудовым вопросам в будущем должны включать в сферу своей деятельности такие вопросы, как техническая безопасность, производственная санитария, организация труда и более полный контроль соответствия остальному трудовому законодательству, что потребует более высокой квалификации и большей компетентности. Более того, следует разработать и внедрить новую стратегию инспектирования. Объединенные системы инспектирования должны будут поощрять превентивную политику с помощью культуры обмена знаниями и опытом, с помощью советов специалистов и концентрации усилий там, где это необходимо.

    Форум обмена
    Во время своего пребывания во главе Совета Европы Великое Герцогство Люксембург намеревается совместно с МОТ обеспечивать платформу для обмена опытом между правительствами и социальными партнерами относительно роли инспекторской службы. Целью конференции в Мондорф-ле-Бэн будет разработка эффективной, соответствующей текущему моменту и цивилизованной политики для выполнения плана работы по внедрению Объединенной системы инспекции труда. Во время двухдневной конференции будут приведены положительные практические примеры создания объединенной системы инспекции труда на государственном уровне и на уровне предприятия. Целью является поднятие европейского и мирового сознания до уровня, при котором социальные вопросы будут находиться на одном уровне с вопросами экономики, финансирования и охраны окружающей среды в условиях глобального подхода. Настало время глобального мышления и действий на местах.


    Ассан Диор, исполнительный директор, отдел социальной защиты Международной Организации Труда

    Франсуа Бильжан, министр труда и занятости, Люксембург

    1. Взгляд на мир

    1.1. На работе гибнет больше людей, чем на войне

    На работе погибает больше людей, чем на войне. В результате производственных аварий и профессиональных болезней каждые 15 секунд умирает 1 человек, или около 5 тысяч в день. Ежегодно на производстве регистрируется почти 270 миллионов несчастных случаев, из которых 350 тысяч со смертельным исходом. Поэтому право на достойные условия труда должно рассматриваться как основное право человека Инспекция труда - один из главных инструментов для проведения в жизнь этого принципа, она играет стержневую роль для поддержания соответствия организации труда Основным трудовым стандартам МОТ, соглашениям МОТ и директивам ЕС. Инспекции труда являются государственными органами во многих связанных с производством видах деятельности, таких, как здравоохранение и охрана труда, социальный диалог, законодательство, механизмы рыночного контроля, условия труда, борьба против незаконной трудовой деятельности, борьба с ВИЧ/СПИДом, борьба против использования детского труда и т.д. Усиление инспекции труда имеет решающее значение для обеспечения высоких стандартов охраны труда. Во многих странах инспекции труда становятся катализатором для многих процессов, происходящих в государственных структурах, а также для социальных партнеров, когда нужно создать устойчивую трехстороннюю культуру отношений. С учетом ожидающих нас важных перемен и появляющихся больших возможностей новые обстоятельства возлагают на нас особую ответственность. С точки зрения выработки эффективной, соответствующей текущему моменту и цивилизованной политики для выполнения плана работы по созданию и коренному улучшению взаимосвязей, мероприятия, подобные люксембургской конференции ЕС и МОТ, проведенной 9-11 марта 2005 г. в Мондорф-ле-Бэн, являются важными вехами в достижении конечной цели по формированию сферы деятельности Объединенной системы инспекции труда. Пришла пора думать глобально и предвосхищать национальные мероприятия. В условиях действия принципа вспомогательного средства, предусмотренного статьей 137 Договора о Европейском Сообществе (ст. III - 209 договора, учредившего Конституцию Европы), обеспечение занятости и улучшения условий труда и жизни сформировало пока что двойной подход, объединяющий минимальные требования, принятые на европейском уровне, с национальным законодательством (существовавшим ранее или новым), удовлетворяющим специфическим традициям. Последствия глобализации изменят роль инспекции труда. Разработка комплексного подхода в работе инспекции труда, основанного на принципе «одно предприятие - один инспектор» и внедрении систем управления охраны труда (СУОТ) и социального диалога, означала бы увеличение числа впечатляюще и эффективно работающих служб, оптимально использующих имеющиеся ресурсы и соответствующих потребностям будущего. Предусматривающий десять этапов план МОТ, направленный на укрепление инспекций труда во всемирном масштабе, является одним из инструментов, которые предназначены для обеспечения всем без исключения социальной защиты. Примером мероприятия национального уровня, имеющего большое влияние в международном масштабе, является предложение об изменении структуры люксембургской инспекции, разработанное в Люксембурге при трехстороннем урегулировании с участием МОТ и направленное на повышение конкурентоспособности и эффективности инспекции, а также на подготовку ее к новым задачам XXI века.

    1.2. План работы Объединенной системы инспекции труда (ОСТИ (ILIS))




    Источник: Paul Weber, ITM, Люксембург

    Устав МОТ, ее трехсторонний состав, соглашения и рекомендации, а также национальные конституции и законы - все это вместе взятое определяет мировую политику; трехсторонняя солидарность правительства с социальными партнерами определяет национальную политику. Ее проведение контролируется инспекционной системой компетентных органов власти («общественные службы») и санкционируется судами.
    Что касается национального законодательства по техническим стандартам и нормам, то здесь нужно прочно зафиксировать определение защиты здоровья работников (физического и психологического благополучия). Национальные дополнения завершают - там, где это необходимо, - формальную минимальную европейскую или международную структуру.
    Что касается национальной трудовой политики, охраны здоровья граждан, в том числе работающих, то каждое государство-участник должно сохранить свои свободы, составляющие основу принципа дополнительности. Меры, предпринимаемые для обеспечения поддержки и улучшения координации на международном уровне, должны быть дополнительными и служить укреплению сотрудничества между государствами-участниками, а не гармонизации национальных систем.
    Проведение в жизнь политики обеспечения безопасности работников на рабочих местах, а также политики улучшения здоровья работников и условий труда гарантируется основными участниками на оперативном уровне и контролируется ежегодно.
    Чтобы ввести в действие национальный план работы по созданию Объединенной системы инспекции труда (ОСТИ), требуется принять последовательные меры, соответствующие среднесрочной стратегии.


    2. Конвенции № 81 и № 129. - Основы


    Целью Конвенции № 81 является учреждение системы инспекции труда, ответственной за соблюдение существующих законоположений и уведомление компетентных органов о любых лазейках в этих законоположениях, относящихся к условиям и охране труда на рабочих местах в промышленности, откуда могут быть, однако, исключены горнодобывающие и транспортные предприятия. Конвенция № 129 предполагает учреждение системы инспекции труда для сельского хозяйства в целом. Эти конвенции формулируют основные правила, регулирующие образование, организацию, средства, полномочия и обязанности, функции и компетенцию инспекции труда как учреждения, ответственного за обеспечение уважения к охране работников при исполнении ими своих обязанностей и за исполнение законодательства, приспособленного к изменяющимся потребностям мира труда.

    2.1. Конвенция № 81 об инспекции труда (в промышленности и торговле) от 1947 г.


    ФУНКЦИИ:
    Основные функции системы инспекции труда:

    - обеспечение проведения в жизнь законоположений, в частности с помощью инспекторских проверок, расследование жалоб, а также организация материальных, технических и административных проверок;
    - предоставление технической информации и консультаций работодателям, работникам и соответствующим организациям;
    - доведение до сведения компетентных органов недочетов и злоупотреблений, не учтенных в существующих законоположениях.

    СТРУКТУРА:
    Структура системы инспекции труда предусматривает, как правило, наличие центрального органа и служб, находящихся под его руководством и контролем. Инспекторы труда являются общественными работниками и независимы в своей работе, поддерживая:

    - взаимодействие между службами инспекции и другими государственными службами, а также между общественными или частными учреждениями, занимающимися аналогичной деятельностью; и
    - взаимодействие между сотрудниками инспекции труда и работодателями и работниками или их организациями.

    ОБЯЗАННОСТИ:
    Инспекторы труда:

    - не должны иметь какого-либо прямого или косвенного интереса на предприятиях, находящихся под их контролем;
    - не должны разглашать, под страхом наказания или дисциплинарных мер, никакие производственные или коммерческие секреты или содержание рабочих процессов, которые могут стать им известными при исполнении обязанностей;
    - должны относиться к источнику любой жалобы как к конфиденциальному, а также должны воздерживаться от сообщения работодателю, что их визит был вызван получением жалобы;
    - должны представлять центральному органу инспекции, по меньшей мере, один раз в год, отчеты о результатах своей инспекционной деятельности.

    ПРАВА:
    Для эффективного выполнения инспекторских функций на рабочих местах инспекторы труда должны быть наделены рядом прав:

    - право свободно посещать в любое время любое рабочее место, подлежащее инспектированию;
    - право проводить любое обследование и опросы работодателя, своего представителя и персонала предприятия;
    - право отбирать или изымать с целью проведения анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления работодателя или его представителя;
    - право вывешивать некоторые объявления, требуемые законом;
    - право отдавать распоряжения об устранении недочетов, обнаруженных на предприятии в оборудовании или в методах работы, которые могут представлять угрозу здоровью или безопасности рабочих.

    2.2. Рекомендация № 81 об инспекции труда

    Эта рекомендация призывает инспекторов труда исполнять предупредительную роль в области безопасности и охраны здоровья при открытии любого промышленного предприятия или при начале любой деятельности на предприятии, при создании любого нового завода или введении нового производственного процесса. Данная рекомендация призывает государства поощрять соглашения о сотрудничестве между работодателями и работниками с целью улучшения условий, имеющих отношение к здоровью и безопасности работников.

    2.3. Рекомендация № 82 об инспекции труда (горнодобывающая промышленность и транспорт)

    Конвенция № 82 дает право приостанавливать работу горнодобывающих и транспортных предприятий в соответствии с национальными законами и постановлениями. Рекомендация № 82 призывает государства-участники применять на этих категориях предприятий соответствующие системы трудового инспектирования настолько быстро, насколько позволяют национальные условия, чтобы обеспечить выполнение законоположений, относящихся к условиям труда и охране здоровья работников при выполнении ими своих обязанностей.


    2.4. Конвенция № 129 об инспекции труда (сельское хозяйство)


    ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА:

    Компетентный орган, который после консультации с наиболее представительными организациями работодателей и работников, проводит линию, отделяющую сельское хозяйство от промышленности и торговли, таким образом, чтобы ни одно сельскохозяйственное предприятие не оказалось исключенным из национальной системы инспекции труда.
    Масштаб системы инспекции охватывает все предприятия, подпадающие под определение «сельскохозяйственные».

    Сельскохозяйственные предприятия: предприятия или части предприятий, занимающиеся возделыванием земли, животноводством, лесоводством, садоводством, к таким предприятиям относится также первичная переработка сельскохозяйственных продуктов владельцем земельного участка или любая другая форма сельскохозяйственной деятельности.


    На региональном или местном уровне некоторые функции инспекции могут быть переданы в качестве вспомогательных соответствующим государственным службам или объединениям таких служб с целью их выполнения согласно принципам Конвенции.

    ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ:

    Полномочия и обязанности инспекторов труда регулируются положениями, подобными положениям Конвенции № 81. В дополнение к выше изложенному, с целью защиты работников сельскохозяйственных предприятий (арендаторов, испольщиков, членов кооперативов) инспекторы труда в сельском хозяйстве:
    - могут также получить право проведения в жизнь законоположений, относящихся к условиям жизни работников и членов их семей;
    - могут также принимать участие в превентивном контроле сельскохозяйственных предприятий по вопросам безопасности и охраны здоровья;
    - могут также принимать участие в установлении причин наиболее серьезных производственных аварий или заболеваний, связанных с производством.


    2.5. Рекомендация № 133 об инспекции труда (сельское хозяйство)


    Рекомендация предусматривает расширенный объем функций инспекции труда в сельском хозяйстве, включая сотрудничество с компетентными техническими службами независимо от их статуса с целью оказания помощи сельскохозяйственному производителю в улучшении земельного участка и условий жизни и труда людей, работающих на нем.

    Рекомендуется, чтобы инспекция труда в сельском хозяйстве принимала участие в проведении в жизнь законоположений по таким вопросам, как:

    · обучение работников;
    · социальные услуги в сельском хозяйстве;
    · кооперативы; и
    · обязательное посещение школы.

    Даются также руководящие указания по обучению и проведению кампаний по строгому применению законоположений, особенно тех, которые касаются здоровья и безопасности людей, работающих на сельскохозяйственных предприятиях.

    3. Укрепление инспекции труда

    3.1. МОТ и инспекция труда

    Прообразы инспекции труда можно найти в Европе и, возможно, в других регионах еще в первые годы девятнадцатого века. Первоначально безопасность труда повышалась с помощью законодательства, соблюдение которого контролировалось, пусть в недостаточной степени, добровольными комитетами «подмастерьев». Впоследствии, в 1833 г. были назначены первые инспекторы.
    С тех первых дней масштаб деятельности инспекторов труда значительно вырос, хотя между государствами-участниками все еще остаются значительные отличия, зависящие от местных обычаев и практики.
    Когда после Первой мировой войны была основана МОТ, ее Устав включал требование для всех государств-участников создать систему инспекции труда. Затем последовали документы, заложившие основы инспекции труда, какой мы ее знаем сегодня, однако деятельность строилась на добровольных началах. Спустя почти 25 лет, в 1947 г., была обнародована и в последующие годы ратифицирована более чем 130 государствами-участниками Конвенция МОТ № 81. Эта конвенция остается значимой и по сей день, а заложенные в ней принципы послужили основой для настоящего документа. Затем последовали другие важные конвенции, например, Конвенция об инспекции труда (сельское хозяйство) от 1969 г. (№ 129) и основные конвенции, касающиеся детского труда, - от 1973 г. (№ 138) и от 1999 г. (№ 182). Эти конвенции скорее дополнили, чем изменили, основные положения Конвенции № 81.


    Источник: Abracht, Trechel, Ellis: “Labour Inspection Principles Worldwide “ (Всемирные принципы инспекции труда), март, 2005 г.


    3.2. Разбор на примере - Болгария Обучение для работы в Объединенной системе инспекции труда

    МОТ осуществляла проект по объединенной инспекции труда в период с 1999 г. до 2005 г. На болгарском примере можно видеть, что если есть политическая и организационная воля для улучшения работы служб, общую работу инспекции труда можно улучшить с помощью скромных финансовых усилий.
    Стратегия проекта была основана на современном взгляде на роль инспекторов труда - как людей, проводящих законы в жизнь и как советников для работодателей и рабочих. Предполагалось, что переходный процесс может быть значительно ускорен за счет улучшения управления кадрами и особенно за счет обучения и переподготовки существующего персонала инспекции труда. Такое обучение рассматривалось как необходимая предпосылка успешной реформы.
    Проект осуществлялся в рамках контекста Конвенций МОТ №№ 81 и 129 (Инспекция труда), № 150 (Трудовая администрация), № 155 (Профессиональная безопасность, здравоохранение и условия работы) и Директив ЕС по безопасности и охране здоровья работников во время работы (89/391/ЕЕС).
    С 2002 г. в связи с новым поручением Болгарской Генеральной инспекции труда (контроль за выполнением акта «Охрана занятости» и «Закона о гражданских служащих») штат инспекторов увеличивался. Все вновь назначаемые инспекторы проходили первоначальную подготовку, главным образом, в объединенной инспекции.
    Заключительная конференция в Болгарии в апреле 2004 г. показала, что проект оказался чрезвычайно результативным. Были не только достигнуты поставленные цели, но и создана ролевая модель обучения для объединенных систем инспекции, предназначенная для многих восточноевропейских и других стран мира.

    Представители социальных партнеров официально заявили, что в результате осуществления проекта изменилось отношение к делу среди инспекторов и социальных партнеров, и «теперь в вопросах, касающихся профессиональной безопасности и охраны здоровья, мы говорим на одном языке… Проект косвенно повлиял на социальных партнеров, создав условия для диалога и трехстороннего сотрудничества при инспектировании трудовых проблем».
    Более 300 инспекторов прошли обучение на модулях, разработанных преподавателями болгарской инспекции под руководством инспекции труда. Это позволило прежним инспекторам по охране здоровья лучше разобраться в вопросах безопасности, а инспекторам по вопросам безопасности дало больше знаний по проблемам здоровья, обеспечив, в конечном счете, выполнение «объединенного инспектирования».
    Благодаря современному подходу, основанному на компетентности и рекомендациях, в ходе осуществления проекта был разработан курс по социальным навыкам инспектора труда, нашедший широкую поддержку не только у обучавшихся инспекторов, но также у социальных партнеров.
    Основываясь на опыте обучения в Болгарии, а также во Вьетнаме, в англоязычных африканских странах, относящихся к АРЛАК, и в других регионах мира, программа МОТ «За безопасный труд» в сотрудничестве с другими отделами разрабатывает сейчас «Систему обучения объединенной инспекции труда» (СООТИ), чтобы содействовать распространению этой идеи в более широком масштабе, поделиться хорошими практическими достижениями в международном масштабе, что позволит другим странам извлечь пользу из размаха и результатов, достигнутых болгарским проектом.

    Четыре основных компонента Системы обучения объединенной инспекции труда - СООТИ:

    1 Учебное пособие по «обучению обучающих» для устойчивого внедрения курсов обучения инспекции труда.
    2 Учебное пособие по навыкам общения, чтобы сделать инспекторов способными избирать правильный подход во время инспектирования.
    3 Учебное пособие по организации работы- от обычных проверок до эффективных, а также качественных проверок, основанных на десяти ступенях усиления инспекции труда.
    4 Отраслевые учебные пособия, основанные на болгарском опыте.



    3.3. История успеха в Люксембурге: Трехсторонние проверки и динамика ратификации конвенций МОТ

    Одной из целей программы «За безопасный труд» МОТ является содействие ратификации конвенций по профессиональной безопасности и охране здоровья, создающих законодательную базу для функционирования системы СУОТ в государствах-участниках МОТ. Аудит безопасности труда в рамках программы «За безопасный труд», проведенный в 2002 г. с целью оценки структуры, деятельности и возможностей люксембургской инспекции труда, показал, что ратификация лучше всего обеспечивается благодаря оказанию помощи в технических областях. Аудит оказал значительное влияние: Люксембург не только последовал данному совету и реорганизовал свою инспекцию труда в соответствии с конвенциями №№ 81, 129, 155 и другими, но там началась также широкая дискуссия по инспекции труда и СУОТ. Правительство и социальные партнеры тесно сотрудничали, чтобы продвинуть процесс ратификации. Благодаря сильной политической воле и преданности делу всех участников, министр труда и занятости г-н Бильжан заявил теперь, что Люксембург собирается ратифицировать 21(!) конвенцию МОТ по профессиональной безопасности и охране здоровья. Он также заявил, что «проверка создала прочную основу для процесса реструктурирования инспекции труда» и что «МОТ может также внести очень ценный вклад в государства-участники ЕС». Это показывает, что Конвенция № 81 об инспекции труда в состоянии открыть двери для технического сотрудничества в области профессиональной безопасности и охраны здоровья. Это подчеркивает необходимость ратификации и показывает, что МОТ держит в своих руках ценные и эффективные инструменты технического сотрудничества, с помощью которых она может оказать государствам-участникам помощь в создании, реструктуризации или обновлении систем объединенной инспекции труда и СУОТ.
    Опыт Люксембурга служит ролевой моделью, и другие страны ЕС могут следовать ей. По мнению Люксембурга, дополнительное сообщение о предстоящей ратификации конвенций СУОТ не ощущается как лишняя нагрузка, так как от них в любом случае требуют отправлять в ЕС такие сообщения.

    3.4. Разбор на примере - провинция Онтарио, Канада: Создание Общественной службы в провинции Онтарио для будущего

    Министерство труда провинции Онтарио увеличило число инспекторов труда на 50 %, доведя его до 400 человек. Однако труд 200 дополнительных инспекторов оплачивался не министерством, а страховым агентством, и сумма составила 28 миллионов канадских долларов в год. Вновь набранные инспектора труда планировали получить от фирм только 2 %, в основном, от тех, которые имеют наихудшие показали по СУОТ и несут ответственность за 10 % времени, потерянного из-за травм и за 20 % затрат на компенсации за травмы. Результат был ошеломляющим: теперь в Онтарио случается на 9000 травм в год меньше, а страховое агентство сэкономило 45 миллионов канадских долларов на затратах на выплату работникам компенсаций.
    Источник: проф. Камерон Мастард, президент Института труда и здоровья Торонто, Канада. Презентация во время сетевой конференции «Работая для безопасности», 31 августа - 3 сентября 2004 г., Дрезден, Германия.


    4. Глобальная стратегия безопасности труда и охраны здоровья



    Международная конференция по труду в 2003 г. приняла новую «Глобальную стратегию по безопасности и охране здоровья на рабочих местах». Эта стратегия направлена на предупреждение и контроль опасности и риска, а также на разработку и применение новых стратегий и решений для хорошо известных опасностей и рисков. Она признала также необходимость отдавать предпочтение СУОТ на международном и национальном уровне, на уровне предприятий, а также необходимость привлечения всех социальных партнеров к созданию и поддержке механизмов для постоянного улучшения систем СУОТ. Эта глобальная стратегия СУОТ опирается, в основном, на создание и поддержку национальной профилактической культуры безопасности и охраны здоровья и введение системного подхода в управлении СУОТ. МОТ устанавливает четыре основных инструмента для внедрения этой стратегии:

    a. Техническая помощь и сотрудничество.
    b. Развитие и распространение знаний, формирование умения их использовать.
    c. Международное сотрудничество.
    d. Укрепление национальной политики СУОТ.

    Система профессиональной безопасности и охраны здоровья МОТ, МОТ-СУОТ 2001, которая может быть введена в национальные законы и политику и внедрена на уровне предприятий, играет важную роль в Глобальной стратегии. Однако чтобы сделать «мечту о нулевом уровне несчастных случаев/происшествий» реальностью, нужны компетентные партнеры на национальном уровне и на уровне предприятий. Системы профессиональной безопасности и охраны здоровья позволяют инспекторам труда быстро разобраться в причинах текучести кадров, определить опасности и дать компетентный совет рабочим и служащим.

    Опыт показывает, что высокая культура безопасности выгодна и работникам, и работодателям, и правительствам. Различные приемы профилактики доказали свою эффективность и для предотвращения несчастных случаев на рабочих местах, и для производительности труда. Современные высокие стандарты безопасности труда в некоторых странах являются прямым следствием проведения долгосрочной политики, поощряющей трехсторонний социальный диалог, коллективные договоры между профсоюзами и работодателями, а также результатом поддержанного сильной инспекцией труда эффективного законодательства по профессиональной безопасности и охране здоровья. Еще одним важным элементом Глобальной стратегии является проводимый МОТ Всемирный день охраны труда и здоровья, направленный на повышение культуры безопасности и охраны здоровья на рабочих местах во всем мире. Дополнительную информацию о Глобальной стратегии и Всемирном Дне можно найти на сайте www.ilo.org/safework

    5. Основные мировые статистические данные по СУОТ




    Каждый год в результате несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний умирают два миллиона женщин и мужчин. Каждый год в мире происходит 270 миллионов несчастных случаев на производстве и фиксируется 160 миллионов случаев профессиональных заболеваний. По подсчетам МОТ, четыре процента мирового валового продукта (МВП) теряется из-за несчастных случаев и заболеваний, связанных с работой.
    МОТ никогда не соглашалась с утверждением, что травмы и заболевания «сопутствуют работе». В связи с глобализацией появилась новая задача - обеспечить, чтобы все большее число трудящихся работали в безопасных и здоровых условиях.


    В развивающихся странах большинство несчастных случаев и случаев заболеваний, связанных с работой, наблюдается в основных отраслях промышленности, таких, как сельское хозяйство, рыболовство, заготовка и транспортировка леса, в горной промышленности и строительстве. Низкий уровень грамотности и плохое обучение безопасным методам работы ведут к высокой смертности от пожаров и воздействия вредных веществ, поражая, в том числе, и тех, кто работает в неофициальном секторе.

    5.1. Основные статистические данные - Безопасность в цифрах

    · Каждый день в результате несчастных случаев и заболеваний, связанных с работой, умирают, в сред-нем, 5 000 человек.
    · Каждый год с работниками происходит 270 мил лионов несчастных случаев на рабочих местах (смер-тельных и не смертельных) и насчитывается около 160 миллионов случаев профессиональных заболеваний. В каждом третьем таком случае болезнь приводит к потере четырех и более рабочих дней.
    · Каждый год на работе происходит 350 тысяч несчастных случаев со смертельным исходом. Примерно половина из них происходит в сельском хозяйстве - секторе, в котором занята половина рабочей силы. Другими секторами с высокой степенью риска являются горное дело, строительство и коммерческое рыболовство.
    · Потери мирового валового внутреннего продукта из-за смертей и болезней работников в 20 раз больше, чем вся официальная помощь на развитие, предоставляемая развивающимся странам.
    · Каждый год на работе погибают 22 тысячи детей.
    · Ежегодно погибают от воздействия вредных веществ 440 тысяч работников. Один лишь асбест отнимает около 100 тысяч жизней.
    · В целом, на долю кардиологических заболеваний и заболеваний опорно-двигательной системы относится половина затрат, связанных с заболеваниями, полученными на работе.
    · Большинство из 100 миллионов предприятий мира являются малыми. Более миллиарда человек из трех миллиардов работающих во всем мире самостоятельно работают в сельском хозяйстве или на малых предприятиях.


    6. Инспекция труда как вектор развития

    Борьба за справедливую глобализацию предоставляет правительствам и социальным партнерам необычную возможность активизировать их базу знаний, глобализация показывает, каким образом диалог может дать лучшие результаты для всех и повысить статус принципа трехсторонности и его влияние на принятие решений на национальном и международном уровне. От того, какой вклад внесут правительства, организации работодателей, профсоюзы и наша Организация в придание глобализации социального измерения, зависит судьба принципа трехсторонности в начале XXI века.


    6.1. Превращение Достойного труда во всемирную цель

    Не следует пренебрегать ролью, которую должны играть инспекторы труда в глобализирующемся мире. Они обладают непосредственным влиянием на рабочем месте и могут стать вектором, делающим достойный труд реальностью. Стремление к справедливой глобализации и достойному труду будет доминировать в международных делах в следующем десятилетии и явится испытанием на право лидерства во всех сферах жизни. Это потребует лучшего управления и на национальном, и на мировом уровне. Нужны более эффективные действия и лучшая политика на местном, национальном и региональном уровнях, чтобы повысить экономические и социальные возможности и укрепить институты права голоса, равенства полов, представительства и диалога.

    6.2. Справедливая глобализация

    Требуется прийти к соглашению по справедливым правилам международной торговли, инвестирования, финансирования, передвижения людей с учетом различных потребностей и возможностей. Это требует интенсификации процесса диалога на всех уровнях и объединения основных участников для разработки способов решения главных мировых проблем и методов проведения их в жизнь. Справедливая глобализация требует также большего внимания на национальном уровне, лучшего управления, объединенной экономической и социальной повестки дня и политической согласованности между всемирными организациями. В этом отношении национальные политики должны использовать все ресурсы инспекции труда и увеличивать ее возможности.


    6.3. Снижение бедности

    Инспекция труда играет важную роль в снижении бедности, выход из которой видится в том, чтобы обеспечить людям достойный труд с длительной перспективой. Это требует высоких стандартов профессиональной безопасности и охраны здоровья, которые позволят сократить количество несчастных случаев на рабочих местах, уменьшить время отсутствия на работе и, таким образом, приведут к большей мотивации персонала и лучшим общим экономическим результатам.
    Без надзора со стороны инспекторов труда, их советов и полномочий на проведение принудительных мер степень трудовых рисков контролировать невозможно.

    6.4. Расширение влияния социальных партнеров/КСО

    При целостном подходе предупреждение несчастных случаев на работе и профессиональных заболеваний, создание условий для долгой и здоровой трудовой жизни и вложение средств в культуру превентивности позволят компаниям легче выдерживать конкуренцию в глобализирующемся мире. Многие многонациональные предприятия уже делятся своим опытом с работниками и гражданским обществом. Участие различных акционеров может стимулировать существующие инициативы и мотивировать мировое сообщество к улучшению условий труда на всех уровнях. Международная конференция по культуре организации труда «Устойчивое развитие через корпоративное ответственное гражданство», проведенная в Дюссельдорфе, Германия, показала, что профессиональная безопасность и охрана здоровья стали для КСО краеугольным камнем.
    Наличие прочных связей для привлечения инспекторов труда к вопросам корпоративной социальной ответственности (КСО) позволят создать управленческую цепочку, которая охватит и малые предприятия. Таким образом участники мирового уровня и национальные инспекции труда могли бы распространить требования закона и распространить одни и те же корпоративные стандарты на всю страну.

    Источники: Европейское агентство по безопасности и охране здоровья на работе; Корпоративная социальная ответственность и безопасность и охрана здоровья на работе, Люксембург, 2004 ISBN 92-9191072-4.
    Отчет о конференции: Культура безопасности и охраны здоровья; Устойчивое развитие через ответственное корпоративное гражданство/КСО; 27-29 октября 2003 г., Дюссельдорф, Германия, опубликован МОТ.

    6.5. Отношение инспекции труда к глобальным проблемам

    Инспекции труда могут решать общемировые проблемы на местном уровне. Чтобы делать это успешно, им придется постоянно решать целый ряд политических вопросов, включая отношения в промышленности; производительность инспекции труда; технологические усовершенствования; уязвимые или маргинальные группы; ВИЧ/СПИД на рабочих местах, а также вопросы распространения деятельности инспекции на все секторы - официальные и неофициальные, городские и сельские, коммерческие и некоммерческие, сельскохозяйственные, лесные, рыболовные, транспортные и т.д.

    7. Влияние международных трудовых стандартов на развитие

    Внедрение Основополагающих трудовых стандартов может быть облегчено, а результат их действия на национальных уровнях улучшен, если будут расширены и усилены возможности инспекторов труда. Инспекторы должны играть решающую роль, так как инспекции труда очень часто являются единственным государственным органом, имеющим прямой доступ и влияние на рабочем месте. Таким образом, их следует использовать для большей осведомленности об ОТС на рабочих местах, а также для внедрения ОТС. По сравнению с частными системами контроля, которые часто создаются всего лишь на короткое время осуществления проекта, системы инспекции труда являются устойчивым решением, гарантирующим долговременное участие. Они могут сделать Достойный труд и мероприятия по обеспечению Качества труда главным направлением при осуществлении их функций, программ и мероприятий. У них уже есть информация о сомнительных рабочих местах, они могут предоставить техническую информацию и дать рекомендации работодателям и работникам, их долг вносить вклад в проект национальной трудовой политики в силу своего знания о рабочих местах. Если национальные инспекции труда будут усилены, в их лице появится компетентный орган, который сможет контролировать соблюдение Основополагающих трудовых стандартов, вопросы безопасности и охраны здоровья, а также многие другие связанные с работой и рынком труда вопросы на национальном, региональном и местном уровнях.


    8. Программа «За безопасный труд» и инспекция труда

    8.1. Инспекция труда, какой она видится


    Цель программы «За безопасный труд» - содействие внедрению восьми Основополагающих трудовых стандартов, Стандартов профессиональной безопасности и охраны здоровья и мероприятий по обеспечению Достойного труда с помощью распространения информации о проблемах, решаемых СУОТ, а также оказание странам помощи в составлении законов и осуществлении программ, которые будут наилучшим образом защищать человеческое право работников на безопасные и здоровые условия труда.
    Но действия инспекции труда распространяются и на другие относящиеся к инспекции области. Поэтому группа разработки систем инспекции в рамках программы «За безопасный труд» поощряет широкое сотрудничество с другими отделами МОТ (отвечающими за детский труд, условия работы, отраслевые мероприятия, социальный диалог, законные нормы и т.д.) и с Международной ассоциацией инспекции труда (МАТИ)[IALI],Главным комитетом ЕС по инспекции труда (ГКТИ) [SLIC], Африканскими региональными центра-ми трудовой администрации для англо- и франкоговорящей Африки АРЛАК [ARLAC] и КРАДАТ [CRADAT].
    Программа «За безопасный труд» является средоточением всех вопросов, относящихся к инспекции труда, и ответственным органом по формулированию политики инспекции труда. На домашней странице этой программы МОТ предоставляет сведения о ряде источников информации об инспекции труда: .
    Соответствующая инспекция должна иметь достаточное финансирование, достаточное количество инспекторов труда и хорошо организованную стратегию инспектирования. Объединенная система инспекции является наилучшим способом проведения проверок с максимально полным использованием ресурсов инспекции труда. Отдельные инспекторы труда получают в объединенной инспекции труда информацию и материалы для надлежащего инспектирования рабочих мест по своей инициативе. Это устраняет необходимость повторного посещения одних и тех же мест более чем одному инспектору.
    С целью помощи инспекциям в рамках программы было разработано руководство, названное «Десять этапов усиления инспекции труда», которое снабжает политиков и инспекторов труда всесторонним обзором практики инспекций труда и дает руководящие указания по структуре инспекции, политическим вопросам, обучению и проверочным мероприятиям.

    8.2. Десять этапов усиления инспекции труда

    1. Создание соответствующей структуры и организации: придание новой формы национальной трудовой политике, политике инспекции труда и политике людских ресурсов, внутренней и правоприменительной политике для обеспечения соответствия Основополагающим стандартам труда, трудовым стандартам МОТ и различным обстоятельствам отдельного государства-участника.

    6. Публикация наилучших практических примеров инспектирования: создание плана инспектирования, включающего частоту инспектирования и стратегии профилактики.

    2. Использование ресурсов: обеспечение оптимального соотношения числа инспекторов с количеством работающих, чтобы это соотношение точно соответствовало вложенным средствам.

    7. Обеспечение инструментов для систем управления и инспекторов труда: центральные средства, такие, как формуляры химической опасности предприятий, активные исследования и обучение на месте важным моментам политики и вопросам текущих событий.

    3. Введение эффективного обучения: разработка понятной, подходящей для конкретной нации концепции обучения, направленного на создание ориентированного на превентивные меры объединения инспекторов по специальным и общим вопросам.

    8. Вопросы, относящиеся к выполняемой задаче: помимо других отраслевых подходов отводить важную роль социальному диалогу.

    4. Активизация роли инспекторов труда: создание для инспектора труда тройной роли - контролера, советника и правоприменителя - с общей целью обеспечения руководства.

    9. Придание важного значения сетевой работе: обогащать инспекции знаниями, проводить обучение, оказывать финансовую поддержку и наладить обмен опытом путем постоянного обмена информацией с такими организациями, как МАТИ или СНГ.

    5. Объединенные инспекции: ролевая установка специальной и общей инспекции, позволяющая сформировать менталитет «один инспектор - для одного предприятия».

    10. Другие вопросы: предпринимать шаги к обузданию коррупции и устранению проблем, которые в настоящее время чинят помехи в этой области.


    Десятиэтапный план послужил также основой для конференции ARLAC/IALI/ WHO/ILO по «Стратегии в области профессиональной безопасности и охраны здоровья в XXI веке: роль инспекций труда», проведенной 22-24 ноября 2004 г. на Маврикии, где был принят план работы, включающий следующие элементы:

    1 Укрепление инспекции труда в африканском регионе с помощью совещания правящего совета министров ARLAC в июне 2004 г. и усиление в том же регионе безопасности труда и охраны здоровья благодаря проведению встречи африканских министров здравоохранения в сентябре 2004 г.
    2 Содействие применению стандартов инспекции труда и развитию современных систем инспекции труда с целью совершенствования стратегий для улучшения условий труда на национальном уровне и на уровне предприятий, включая малые и средние предприятия, на уровне неофициальных предприятий и в сельском хозяйстве, принимая во внимание уязвимые группы работников и специфические вопросы, такие, как ВИЧ/СПИД и большинство опасных профессий.

    Во всех странах есть необходимость поддерживать прочную связь между экономическим развитием и хорошо организованными СУОТ, а также службами инспекции труда - и на национальном уровне, и на уровне предприятий. Кроме того, существует неотложная необходимость модернизировать инспекции и усилить их возможности путем инвестиций в культуру превентивных мер, как это понимается Глобальной стратегией СУОТ.
    Существует также необходимость в модернизации национального законодательства по СУОТ, в частности для поддержки участия всех социальных партеров в стимулировании СУОТ и поощрении гармонизации законодательства по СУОТ и политики внедрения СУОТ в региональных экономических блоках.


    1 Надежная увязка между профессиональной безопасностью и охраной здоровья, а также рассмотрение важных социальных и экономических вопросов, включая ВИЧ/СПИД, детский труд, занятость, производительность, уменьшение бедности и содействие Достойному труду. Это было сделано в дополнение к определению задач и установлению приоритетов для улучшения работы инспекции труда в этом регионе, конференция предложила план работы, который будет представлен руководящему органу ARLAC.
    2 Признана неотложной необходимость в Африке и других регионах мира в:

    а. Разработке национальной политики и региональных политических курсов в области СУОТ, в отношении которых были взяты политические обязательства.
    b. Модернизации национальной законодательной структуры и движении к гармонизации субрегионального законодательства по СУОТ.
    с.Наращивании и расширении партнерства на международном, национальном и местном уровнях, включая социальных партнеров, внутреннее сотрудничество между министерствами (особенно между министерствами труда и здравоохранения) и общественное и личное партнерство.
    d. Модернизации и расширении возможностей инспекторов, инвестировании в культуру превентивности.
    е. Наращивании усилий с целью «достичь недостижимое», особенно в неофициальной экономике, сфере труда детей и секторах высокого риска.

    f. Большем участии в проблемах, относящихся к ВИЧ/СПИД.
    g. Создании инструмента, необходимого для помощи, усиления, поддержки, контроля и оценки национальных программ и инициатив по СУОТ, включая инструменты для подсчета достижений, такие, например, как «доска показателей».

    8.3. Права и обязанности инспекторов труда


    В Конвенции № 81 приводится диапазон прав и обязанностей инспекторов труда, в то же время конвенция гарантирует, что инспекторы труда имеют стабильную занятость и не зависят от смены правительства и неблагоприятного внешнего воздействия (статья 6). Конвенция не только предусматривает выгоды для работников и работодателей, но также защищает инспекторов во время работы.
    Возросшая волна агрессии против инспекторов труда требует решительных действий. Ни социальные партнеры, ни правительства не приветствуют эти тенденции. Право на достойные условия труда может рассматриваться как основное право человека. Однако во Франции и Бразилии инспекторов труда убивают при исполнении ими своих обязанностей.
    Второго сентября инспекторы труда Даниэль Бюфьер и Сильви Тремуй были застрелены французским фермером еще до того, как они смогли проверить контракты сезонных рабочих, работающих на ферме.
    В Бразилии применение физического насилия против инспекторов труда не является необычным. Инспекторы труда министерства труда обычно совершают поездки по Бразилии в сопровождении вооруженных федеральных полицейских. Многие считают, что похожее на казнь убийство инспекторов труда Нельсона Жозе да Сильва, Эратостенеса де Альмейда Гонсалвеса и Жоао Батиста Суареса Лаже, совершенное 28 января 2004 г., было связано с рейдом на соевую плантацию, на которой, по утверждениям, использовался незаконный рабский труд.
    Только при сильной поддержке со стороны правительств можно будет гарантировать, что подобное насилие не случится снова еще где-то в мире.
    МОТ поддерживает и приветствует инициативу французского министерства по социальным вопросам, труду и солидарности по разработке практического руководства по правам и обязанностям инспекторов труда. Министерство образовало многоотраслевую рабочую группу, в которой представлена и МОТ.
    Разработанные практические указания будут иметь важное значение и должны рассматриваться как основной инструмент для целенаправленного внедрения Конвенции № 81.

    Источник: Odile Lautard, Labour Inspection as an actor in development -the action driven deontology of the labour inspectorate [Одиль Лотар, «Инспекция труда как действие в развитии - движимая действием этика инспекции труда»]. Презентация на сетевой конференции «Работая для безопасности», 31 августа - 3 сентября 2004 г., Дрезден, Германия.
    JukkaTakala, “L'inspection est mal vue par les gouvernements” “La Liberation” четверг, 16 сентября 2004 г. [Юкка Такала, «Правительствам не нравятся инспекции», Либерасьон].

    9. Источники информации

    9.1. Директивы об инспекции труда в лесном хозяйстве


    Эти директивы поднимают некоторые из основных вопросов и общих принципов трудовых стандартов и их контроля в лесном секторе. Эти директивы предназначены для трех основных пользователей, а именно: инспекторов труда, руководителей лесного хозяйства (отдельных руководителей и управленческих групп, ответственных за руководство лесными предприятиями и за внедрение трудовых стандартов в своих организациях, включая работодателей, старших менеджеров, служащих, работающих по контракту, работающих самостоятельно и владельцев небольших лесов) и обучающих и образовательных организаций, ответственных за обучение руководящего персонала лесного хозяйства и инспекторов.
    Условия труда и рабочая обстановка в лесном хозяйстве имеют специфические особенности, которые отличают лесное хозяйство от многих других отраслей промышленности. Рабочие места здесь обычно временные и разбросаны; организовать удобства значительно труднее, чем в постоянных рабочих помещениях; климатические, топографические и биологические условия, большое количество работающих по контракту и сезонных работников оказывают значительное влияние на решение трудовых вопросов и благополучие работающих.
    В большинстве стран лесной сектор характеризуется коммунальной/государственной лесной службой, немногими крупными объединенными предприятиями и большим разнообразием малых и средних подразделений лесной промышленности.
    Директивы подчеркивают, что главная ответственность за проведение инспекций труда лежит на штате инспекторов труда. Для компетентного трудового инспектирования требуется основательное обучение. Инспектор должен обладать компетентностью в технических вопросах и работах, выполняемых в лесном хозяйстве, а также пониманием того, каким образом лучше всего передавать инспекторские находки, чтобы извлечь из них максимальную пользу. Некоторые предложения по требованиям к соответствующему обучению можно найти в издании МОТ «Подходы к инспекции труда в лесном хозяйстве». Более общую информацию по этой теме можно также найти в следующих изданиях МОТ: «Принципы инспекции труда» и «Инспекция труда: руководство по профессии».


    9.2. Директивы по безопасности и охране труда при разделке старых судов на металлолом

    Эти директивы Международной организации труда (МОТ) - первые в своем роде, в рамках программы МОТ «Достойный труд» они предоставляют помощь в обеспечении безопасности труда при разделке старых судов на металлолом. Это рекомендации, как преобразовать деятельность, в основном, неофициальной экономики в более официально организованную.
    Директивы предлагают помощь судораздельщикам, а также компетентным властям во внедрении соответствующих положений стандартов МОТ, практических кодексов и других «Директив по профессиональной безопасности, охране здоровья и условиям труда», а также во внедрении положений из руководств других международных организаций с целью достичь стабильного улучшения. Они дают руководящие указания тем, кто заново составляет соответствующие положения и создает эффективные национальные системы, процедуры и инструкции предприятий.
    Практическое использование этих директив в значительной степени зависит от местных условий, объемов финансирования, масштаба операций, технических возможностей и степени участия компетентных властей. Следовательно, инспекциям труда предстоит:

    а. Периодически проводить инспекции в присутствии представителей работодателей и работников и проверять соответствие оборудования и сооружений для разделки судов всем соответствующим законам и постановлениям, а также требовать выполнения этих законов и постановлений.
    б. Давать работодателям и работникам советы по безопасному труду, особенно по вопросам выбора и применения безопасных методов труда и соответствующих средств индивидуальной защиты.
    в. Знакомиться с требованиями по безопасности и работой сравнимых национальных и международных предприятий по разделке судов, чтобы обеспечить обратную связь для последующей разработки и совершенствования мер безопасности.
    г. Принимать участие, в сотрудничестве с признанными организациями работодателей и работников, в формировании и совершенствовании правил и мер безопасности, которые будут приняты на национальном уровне и на уровне предприятий.


    Более того, инспекторы труда должны:

    а. Быть достаточно компетентными, чтобы решать специфические проблемы, относящиеся к разделке судов, и способными оказать поддержку и дать совет.
    б. Уведомлять соответствующий персонал, а также комитеты по безопасности труда и охране здоровья или представителей работников, о результатах инспекции для выполнения надлежащих действий по исправлению ситуации.
    в. Периодически проверять наличие и достаточн

    Просмотров: 731 | Добавил: therally | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0

    Copyright MyCorp © 2025Создать бесплатный сайт с uCoz